+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыКожин Павел Михайлович

Кожин Павел Михайлович

 Известный советский скульптор-анималист, работавший в различных керамических материалах. Родился в дер. Быковке (Марийская АССР). В 1931 г. окончил Вхутеин (керамический факультет). Его творчество в основном связано с Дулевским заводом (с 1938 г.). На ЗИКе неоднократно выполнял выставочные произведения, давал образцы для массового производства. В 1927—1928 гг., еще студентом, создал на ЗИКе скульптуру «Марийцы», кувшин «Лиса и виноград», подставку для лампы «Индустрия», серию тарелок с ручной росписью «Знойное лето», «Море», «Ущелье» и др. 1935—1937 серию анималистических скульптур («Соболек», «Куница», «Волк», «Лиса», «Выдра с рыбкой» и др.), а также вазу «Горные бараны», кувшин « Восточный дворик»; в 1951-1952 и в 1957 гг.— скульптуры «Старый тетерев», «Молодой глухарь», «Речной окунь», «Куропатка», «Фазан» и др. Многие произведения тиражировались на ЗИКе.

 Его работа над керамической скульптурой началась еще в конце 20-х годов. Первое время (1929-1938), когда художник не был связан с работой на каком-либо определенном заводе, он пробовал свои силы в разнообразных жанрах, много экспериментировал. От задорной гротескной жанровой скульптуры "Частушки" (1929) переходил к скульптуре, требующей тонкой психологической характеристики. Выполненная им в 1930 году в бисквите "Беременная" вызвала много споров. Художника упрекали в неэстетичности выбранного сюжета. Но эта небольшая и выразительная статуэтка до сих пор продолжает оставаться одним из любимых произведений автора. 

 В эти годы Кожин выполняет много самых разнообразных скульптур для фаянса - дружеские шаржи на академика Грабаря и искусствоведа Морозова (1933), юмористическую статуэтку "Старик со старухой" (1933) по "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина. С середины 30-х годов художник начинает уделять много внимания анималистической скульптуре. Он выполняет в фаянсе серию анималистических скульптур: "Лиса и орел" (1933), "Орел и змея" (1934), "Лань и борзая" (1934), "Соболек" (1936), "Куница" (1936) и другие. 

Поступив на Дулевский фарфоровый завод (1938), П.Кожин продолжает работать над анималистической скульптурой, но наряду с этим нередко обращается и к другим видам мелкой пластики. Он выполняет для фарфора интересные жанровые статуэтки ("Лесоруб", 1939; "Продавец сосисок", 1939; "Милиционер", 1939), пробует свои силы в области сатирического жанра ("Поп и Балда"). В этих работах Кожин обнаруживает острую наблюдательность, уменье позой, жестом, выразительным силуэтом обрисовать характер. 

 Его небольшие статуэтки выполнены, смело, несмотря на свою эскизность, они производят сильное впечатление. 

Но эти скульптуры не были все же в творчестве Кожина основным и главным. Дарование этого художника как скульптора-анималиста особенно ярко проявилось в работе над многочисленными скульптурами рыб и птиц. В этой области он сумел сказать новое слово и остаться непревзойденным мастером. Правда, в послевоенные годы интерес Кожина к другим жанрам, в частности, к историческим и фольклорным темам, к бытовому жанру и т.д., не только не ослабел, но даже, наоборот, увеличился.

 Совместно с А.Бржезицкой и Н.Малышевой он выполняет в 1950 году многофигурную композицию "Международный фестиваль молодежи в Будапеште", работает над сказочными фольклорными и литературными темами ("Царевна-лягушка", "Сказка о глупом мышонке", "Иванушка в полете", "Хозяйка Медной горы"), выполняет интересную, хотя и не лишенную налета театральности скульптуру "Баян" и др. 

Эти скульптуры свидетельствовали о росте профессионального мастерства Кожина. Но они не поднимались все же над средним уровнем аналогичных работ, выполняемых в эти годы многими другими скульпторами. Значительно больший интерес представляют дальнейшие творческие поиски этого художника в области анималистической скульптуры. 

 Виднейших советских анималистов, к числу которых принадлежит и Кожин, несмотря на все своеобразие их индивидуальных творческих почерков, объединяет в работе над анималистической скульптурой прежде всего большая любовь к природе, которая определяет их творческий пафос.

Углубленное изучение натуры и творческие поиски наиболее выразительных средств характеристики приводят Кожина к мысли создания своеобразных "жанровых" сценок. Показательна в этом отношении его композиция "Карась-идеалист", в которой скульптору удалось очень убедительно и тонко подчеркнуть и хищный характер кольцеобразно изогнувшейся плотоядной щуки и глупую наивность карася. Декоративна и вместе с тем убедительна композиция "Ворон и снегирь", в которой маленький снегирь, сидящий на одной ветке с огромным вороном, как бы ищет защиты у своего представительного и сильного покровителя. 

 Но самое ценное в творчестве Кожина заключается все же в том, что он умеет органично сочетать в своих работах точность характеристик с декоративными качествами. Эта ценная особенность проходит лейтмотивом через все его творчество. И его перламутровые, как бы отполированные, морские и речные щуки, и переливающиеся от светло-желтых и зеленоватых до темно-коричневых и ярко-красных тонов карпы, стерляди, окуни, и скромные жительницы болот кваквы и гордые, блистающие своим ярким оперением фазаны-все эти представители водной и воздушной стихии влекут к себе зрителя потому, что скульптор сумел подчеркнуть их красоту, создать яркие художественные образы.

 Перейдя на Дулевский завод и начав работать над фарфоровой скульптурой, Кожин не порывал, однако, связей с Конаковским фаянсовым заводом и многие свои работы выполнял для фаянса. Прежде всего, это были его анималистические скульптуры - изображения птиц и рыб, - отличающиеся, как правило, ярко выраженными чертами декоративности. Эти скульптуры выполнялись обычно в технике потечных цветных глазурей и выпускались заводом как майолики. Таковы, например, его "Фазан" (1951), "Глухарь" (1950), "Тетерев" (1951), "Куропатка" (1951), "Горностай" (1951) и многие другие. 

 Художник беспокойной творческой мысли, Кожин на протяжении всей своей двадцатипятилетней деятельности ищет, изобретает, экспериментирует. Прекрасно чувствуя природу керамического материала, он стремится выявить самые различные возможности, таимые в фарфоре, фаянсе, майолике. Тонкий колорист, сам расписывающий свои вещи (но нередко также в содружестве с художницей М. Шепелевой), он создает то нежные перламутровые гаммы подглазурных красок, то звучные цветовые аккорды в грубой керамике, увлекается интересными опытами по сочетанию терракоты с майоликой, пользуется неглазурованными ангобами, соединяя их с восстановительными глазурями, достигает, сложных и тонких живописных аффектов. 

 Кожин П. М. - участник Международных выставок: В Париже (1937, золотая медаль), Брюсселе (1958, серебряная медаль), Остенде (1959), Праге (1962). С 1965 г. преподавал на керамическом факудьтете Московского высшего художественно-промышленного училища (б.Строгановское). Имеются работы в Музее керамики в Кусково.

 Источник: Бубнова Е.А. Конаковский фаянс - Москва, 1978, Тиханова В. Скульпторы-Анималисты Москвы - Москва "Советский художник", 1969.

Работы автора

Светильник "Хозяйка медной горы"

СССР. 1955 год.
Дулёвский фарфоровый завод, Московская область....

Продано

Борцы

СССР. 1959 год. Дулёвский фарфоровый завод, Московская область.(Дулёво,...

Дрофа

СССР. 1960-е годы.
Конаковский фаянсовый завод им.Калинина, Тверская...

Баклан

СССР. 1960-е годы.
Дулёвский фарфоровый завод, Московская обл....

Куропатка

СССР. 1958 год.
Конаковский фаянсовый завод им.Калинина, Тверская обл....

Дары хозяйки медной горы

СССР. 1952-1964-е годы.
Дулёвский фарфоровый завод, Московская область....