+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

Журнал

Фарфор и керамика СССР

Керамика всегда была неотъемлемой составляющей интерьеров, созданных со вкусом и душой. Вместе с другими декоративными элементами она привносит в дом уют и красоту рукотворного искусства. Сегодня неуклонно растет интерес к наследию прошедших эпох декоративно-прикладного творчества, которое неразрывно связано с историей нашей страны.

Особую ценность в керамике имеют собрания коллекционного художественного фарфора и фаянса 20 - 30-х годов двадцатого века. В первую очередь ценители выделяют агитационный фарфор советского времени, созданный после Октябрьской революции, местом производства которого был Государственный фарфоровый завод в Петрограде, ранее Императорский фарфоровый завод. Изделия из фарфора, отражающие отклик на широко известный план В.И.Ленина по монументальной пропаганде революционных идей изобразительными средствами, демонстрировали воодушевленных современников. Характерными были запечатленные образы красногвардейца, партизанки, матроса, держащего знамя. 

Расписанная фарфоровая посуда – еще один элемент богатейшего наследия таких мастеров, как Н. Данько, В. Кузнецов и других художников, которые трудились в то время над созданием изделий. Тарелки и блюда, расписанные «плакатной росписью», вязью агитационных лозунгов часто содержали различные эмблемы того времени. Такая посуда становилась украшением советских квартир и дач, ее демонстрировали, как символ принадлежности и уважения к строю, партийной линии государства. Политическая значимость, соединенная с высокими художественными достоинствами, делает агитационный фарфор уникальным явлением в культурном наследии нашей страны. 

Не ограничиваясь изготовлением изделий лишь агитационной тематики, художники Государственного фарфорового завода Петрограда в двадцатых годах прошлого столетия работали в разных манерах, создавали новые художественные направления в декоративном фарфоре. Именно этим обусловлено разнообразие стилей и декоративных оттенков в созданных изделиях. Поиском свежих выразительных средств в пластике и живописи был пропитан весь период тридцатых годов 20-го века. 

Для отражения важнейших событий того времени в фарфоре и керамике, авторы обращались к самым ярким традициям в искусстве прошлых времен, экспериментировали в стандартных и рациональных формах при изготовлении посуды. Для изделий массового спроса в заводских лабораториях разрабатывались новые рисунки различной тематики, которые использовались при механическом перенесении материала: декалькомании (использование переводных картинок), аэрографии, а также печати. При декорировании такой продукции часто применялись приемы росписи по тканям или изделиям из дерева. Свой вклад в разработку новых форм внесли известные скульпторы и художники И. Ефимов, С. Лебедев и другие, трудившиеся над эскизами будущих изделий совместно с художниками завода.

После окончания Великой Отечественной войны, творческий поиск новых художественно-изобразительных форм в производстве фарфоровых и фаянсовых изделий был продолжен. В эти годы на основных предприятиях отрасли - Ленинградском, Дулёвском, Дмитровском фарфоровых заводах и Конаковском фаянсовом заводе стали зарождаться собственные уникальные художественные школы. 

Приобретая характерный вид, продукция этих предприятий стала распознаваемой по стилистическим особенностям. Сочные краски традиционной "русской росписи " отличали дулёвский фарфор в работах И.Г. Конькова, П.В. Леонова, В.К. Яснецова и других от подчеркнуто строгих в своей изысканности работ художников Ленинградского фарфорового завода - В. Городецкого, Н. Славиной, А. Лепорской и других авторов.

Привлекая к совместной работе с мастерами заводов сторонних художников, не связанных с конкретным производством, создаются уникальные по художественному исполнению работы для выставок, которые организуются в нашей стране и за ее пределами. Это авторские работы Н. Гущиной, О. Артамоновой, Н. Савиновой, Л. Сошинской, наглядно демонстрирующие достижения современного советского искусства, определяющие путь его развития в дальнейшем. 

Национальные школы керамики, зародившиеся за период существования Советского государства, отличались своей самобытностью и колоритом. Яркой иллюстрацией результатов данных школ явились лучшие работы известных авторов из республик СССР Бдеяна, Чоколова, Оболини, Головко, Почхидзе и других. Органичное сочетание национальных традиций с требованиями современного изобразительного стиля позволило получить изделиям особую любовь у неравнодушных ценителей и коллекционеров.

Сегодня художественный фарфор, фаянс и керамика отличается ярко выраженным декором, преобладанием художественных мотивов и эмоциональных тематик. В современных работах мастеров можно наблюдать концептуальную продуманность форм, акцент на качество и редкость материалов. Неизменным остается одно - образцы фарфора и керамики выходят из плоскости бытового потребления с его утилитарными рамками, выявляют многообразие эстетических функций искусства в производстве изделий, а также доставляют удовольствие обладателям хорошего вкуса и ценителям изысканных вещей. Изучая любую достойную коллекцию, погружаясь в тему, с удивлением замечаешь, что не только знание предмета, темы становится глубже, но и знания об истории страны становятся обширнее. Что и понятно, ведь это история, написанная в фарфоре. Именно этот факт, помимо желания инвестировать в фарфоровую коллекцию, привлекает к теме советского фарфора многочисленных поклонников короткой и талантливой эпохи СССР. 

 

27.01.2017