Архив новостей
Город на память
Московский метрополитен не только выполняет транспортные функции, но и остаётся уникальным музеем работ советских художников-пропагандистов. Следующие станции – «Площадь Свердлова» и «Площадь Революции» – открылись в печально известном 1938 году. Наверху за счастливыми советскими людьми приезжали строгие сотрудники НКВД, а в подземке фарфоровые персонажи пели и плясали, бронзовые герои выполняли планы сталинских пятилеток, а после рабочей смены прыгали с парашютом или играли в футбол.
Станция была сдана в эксплуатацию 11 сентября 1938 года и вошла в состав участка второй очереди метрополитена. Новооткрытую станцию назвали «Площадь Свердлова». Имя именно этого близкого соратника Ленина носила площадь около метро. В те времена в небольшом зале, расположенном в северной части станции, стоял бюст революционера, который в 1991 году вместе с памятником Якову Свердлову на площади демонтировали. Сейчас от нее остался только постамент, на котором стерты буквы.
В «Театральную» станцию переименовали 5 ноября 2005 года. Свое название она получила после переименования Площади Свердлова в Театральную площадь. Именно на этой площади находятся Большой и Малый театры. Кстати, если хорошо присмотреться к надписи названия станции метро на стене вдоль пути, то можно увидеть оставшиеся следы от букв старого названия – «Площадь Свердлова».
Между тем, историки убеждают, что современное название этой станции появилось еще тогда, когда создавался проект. Автор разработки архитектор Иван Фомин хотел сделать станцию неким «аванзалом» главной театральной площади Москвы. Ведь ее северный выход ведет к Большому и Малому театрам, театру Оперетты, Российскому молодежному театру и МХТ им. Чехова.
«Театральная» – последний проект архитектора и академика Ивана Фомина. После его смерти работу архитектора заканчивал его ученик Леонид Поляков. «Фирменный» знак Ивана Фомина – строгие двойные полуколонны. Они визуально облегчают пилоны, которые отделяют перронные залы от главного зала. Широкий центральный свод оформлен оригинальными ромбовидными кессонами. Пилоны и стены вдоль путей облицованы светлым мрамором. Особенную торжественность центру зала придают мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, а также массивные светильники из хрусталя в бронзовой оправе. До семидесятых годов пол был выполнен из желтого и черного гранита в виде шахматной доски, но позже желтые доски заменили серыми. Изначально нижние кессоны главного свода должны были украшать барельефы, изображающие физкультурников. Однако главной темой для оформления станции метро все же стал народный танец и исполнение на музыкальных инструментах. На барельефах изображались представители семи республик СССР. Одетые в национальные костюмы люди танцевали и музицировали. Фигуры имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Это представители семи союзных республик: Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н.Данько. Персонажи повторяются, но, если приглядеться, каждая фигурка имеет небольшие индивидуальные отличия.
Единственное изменение, которое архитектор Леонид Поляков внес в первоначальный проект своего учителя, касалось освещения. На пилонах в главном зале и на перронных стенах были установлены чашевидные двухламповые бра. Сейчас вместо них установлены светильники из матового стекла, которые гораздо больше сочетаются с общей строгостью здешней архитектуры.Свод центрального зала отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР.
Русский, русская.
Узбек, узбечка.
Армянин, армянка.
Украинец, украинка.
Грузин, грузинка.
Белорус, белоруска.
Казах, казашка.
Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина». 30 декабря 1944 года открылся переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года — переход из южного торца на станцию «Площадь Революции».
Фамилию автора цитаты, Иосифа Сталина, изъяли после разоблачения его культа личности.
В переходе — две композиции на тему советского балета.
Станция метро «Площадь Революции» была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 13 марта 1938 года. История ее создания связана со строительство Покровского радиуса Московского метрополитена, который планировали начать возле Библиотеки имени Ленина и закончить в Измайлово. Первоначально пересадочный узел должен был появиться под Красной площадью, но в 1934-м его перенесли к Театральной площади. В том же году в планах метростроителей впервые появляется станция «Площадь Революции». Ее предполагалось построить между станциями «Библиотека имени Ленина» («Улица Коминтерна») и «Ильинские Ворота» и соединить с ответвлением первой очереди («Улица Коминтерна» — «Смоленская»). Впоследствии станцию «Ильинские Ворота» и следующую за ней «Покровские Ворота» вообще исключили из плана.
Во время войны в 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в один из городов Средней Азии. При подъеме скульптур на поверхность их распилили на фрагменты. В 1944 году они вернулись из эвакуации. Тогда еще был жив их автор — скульптор Матвей Манизер, который — буквально как пазл — снова собрал скульптуры в единое целое, а умелые сварщики очень деликатно сварили фрагменты.
Изначально бронзовых изваяний было 80, но из-за открытия в декабре 1947 года восточного наземного вестибюля четыре фигуры пришлось демонтировать, как, впрочем, и барельеф с изображениями Ленина и Сталина. Именно поэтому из 20 скульптурных сюжетов 18 повторяются четырежды, а два — только по два раза. Барельеф же был перенесен в торец станции «Павелецкая» Кольцевой линии, однако в 1960-х годах барельеф сняли и оттуда: в связи с борьбой с культом личности Сталина.
Арка I. Революционный рабочий с винтовкой и гранатой. Революционный солдат с винтовкой.
Арка II. Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие. Революционный матрос с наганом.
Арка III. Парашютистка ОСОАВИАХИМ. Матрос-сигнальщик с линкора «Марат».
Арка IV. Девушка «Ворошиловский стрелок» с малокалиберной винтовкой. Пограничник с собакой.
Арка V. Стахановец с отбойным молотком. Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует).
Арка VI. Птичница с курицей и петухом. Хлебороб-механизатор.
Арка VII. Студент. Студентка с книгой.
Арка VIII. Метательница диска. Футболист.
Арка IX. Отец с ребёнком. Мать с ребёнком.
Замурованная арка. Скульптуры есть только со стороны платформ. Пионеры-авиамоделисты. Пионерки-географы.
Материал взят из интернета:
- 12.10.2018 Евгений Чесноков «Город на память».
- Метро городов России и мира.