Архив новостей
Дулёвские мастера. Нина Александровна Малышева
Она создала множество статуэток, запомнившихся гражданам СССР, таких как "Девочка, кормящая кур", "Юная балерина, завязывающая пуанты", "Уральская кадриль", "Девушка с чайником", "С самоваром" ("Чаепитие"), "Снегурочка" и т.д. А ещё она, как настоящий трудоголик, оставила наследие в виде огромного количества первосортных работ, отражающий время. Так что её работы ценны не только с эстетической и культурологической точки зрения, но также и с исторической. Кроме того, она оставалась настоящим патриотом, и радовалась любым позитивным изменениям в стране, происходящим даже на бытовом уровне, и прежде всего - в головах новых поколений Советских людей. Это своё видение она отразила в серии работ "Наши традиции"...
Кажется - чтобы создать такое количество работ, начинать работать на данном поприще надо с детства. Но нет! - путь к профессии скульптора малых форм у Нины Александровны Малышевой был извилист и долог. Родилась она в городе Орле в 1914-м году, но уже в 1925-им семья переезжает в Москву. После окончания "семилетки" она учится токарному делу (!) в ФЗУ (Фабрично-заводское училище). Но "металлическая" стезя её не привлекает, и она поступает в Художественное училище (затем - техникум МПХТ) имени 1905 года, где её наставниками были С.И. Фролов, И.Ф. Рахманов, Н.П. Крымов... Сама Малышева тяготела к творчеству "неоклассика" А.А. Дейнеки, который в своих работах "воспевал" человеческое тело. После окончания училища (техникума) в 1937-м году Малышева встала на путь педагогической деятельности: она работала школьным преподавателем, вела курсы при Доме художественного воспитания детей, и казалось, в таком неспешном ритме и пройдёт вся её жизнь. Но всё изменила Война. В 1941-м году она оказалась в эвакуации в городе Кустанай (Казахская ССР). Как оказалось, в Среднюю же Азию, но только в узбекский Самарканд эвакуировался МИПИДИ (Московский институт прикладного и декоративного искусства). Не долго думая, Малышева отправляет туда свои документы, и поступает в МИПИДИ. В 1943-м году институт из Самарканда возвращается в Москву. В этот год Малышева переводится на факультет декоративной скульптуры. Её преподавателями по скульптуре были Н. Зелинская и Е. Белашова, а по живописи - яркий представитель авангарда, один из основателей объединения "Бубновый валет" Роберт Рафаилович Фальк (1886–1958). И только по окончанию института в 1947 году, Нина Александровна Малышева связывает свою жизнь с Дулёвским фарфоровым заводом. Как нетрудно подсчитать, ей тогда исполнилось 33 года.
Первые её работы были посвящены Средней Азии, людям, которых она видела своими глазами, будучи в эвакуации. Её работы были типичными для тех лет, и прославляли труд "обыкновенного человека".
"На ослике. Мать-узбечка". 1948-1949 гг. Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная. Размеры: 12,8*11,5*6,0 см. Номер в Госкаталоге 3474610. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Сборщица хлопка", 1947. Фарфор, пигменты, глазурь, формовка, подглазурная роспись, роспись, глазурование. Размеры: 24,0*14,0*8,0 см. Номер в Госкаталоге 17969659. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Сборщик хлопка". В атрибуции указан 1971-й год, но это явная ошибка, поскольку и по пластике, и по росписи данная статуэтка входит в единую серию со "Сборщицей хлопка", 1947-го года. Так что статуэтка почти наверняка того же года. В крайнем случае - реплика. Фарфор, пигменты, глазурь, формовка, подглазурная роспись, роспись, глазурование. Размеры: :21,0*17,0*10,0 см. Номер в Госкаталоге 17969596. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптура "Девушка-узбечка с книгой" - из серии скульптур, олицетворяющих республики СССР., до 1956-го года. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Высота 33,5 см. Номер в Госкаталоге 36156262. Постамент - восьмиугольник с двумя золочеными ободками. На дне - коричневая полустёртая надпись: "Девушк....ск-р Мал..." Государственное краевое бюджетное учреждение культуры "Пермская государственная художественная галерея". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная группа "Корейские дети", 1952. Фарфор, роспись надглазурная. Высота 58,5 см. Номер в Госкаталоге 29070755. Мальчик в руке держит белого голубя, олицетворяющего мир. Напомню - в 1952-м году продолжалась Корейская война 1950-1953 гг. Она завершится перемирием, подписанным в июле 1953-го года. Номер в Госкаталоге 29070755. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Конец 1940-х, начало 1950-х годов... Мимо эстетики СТАЛИНСКОГО АМПИРА в то время, наверное, не удалось пройти мимо ни одному скульптору. Время было жёсткое, но честное: поступает художнику приказ (как на фронте) - отказаться его выполнять он не имеет права. Так появилась серия шкатулок (туалетных коробочек), олицетворяющих три славянских братских республики СССР, под названиями "Россия", "Украина", "Белоруссия". А также скульптура "Слуга народа" - практически по фильму "Член правительства" от 1939-го года (а кино и цирк, как известно по цитате В.И Ленина, "являются для нас важнейшими из искусств") с В.П. Марецкой в главной роли. В галерее ниже можно ознакомиться со всеми этими работами, причём шкатулки предстанут в разном декоре - от классической для СТАЛИНСКОГО АМПИРА росписью исключительно золотом по глазури, до сложной полихромной росписи красками с богатой позолотой.
Скульптура "Слуга народа", 1950. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Высота - 33,7 см. Номер в Госкаталоге 7514024. Женщина стоит на трибуне. На груди - знак Героя (Соцтруда?). Герб и колосья с прорисовкой золотом. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Шкатулки (туалетные коробочки, слева направо): "Украина", "Россия", "Белорусския". 1950-е. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Коробочка "Россия" с крышкой. 1950-е. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. Размеры: 15,0*8,8*7,6 см. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". P.S. По данным тех музеев, что провели атрибуцию более-менее честно, реальная высота данной статуэтки 15,5 см.
Коробочка "Украина" с крышкой. 1950-е. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка. Размеры: 15,0*8,0*7,3 см. (По размерам - вопрос к тем, кто проводил атрибуцию, поскольку при сравнении видно, что коробочка "Россия" заметно выше своих "сестёр", здесь же они получаются якобы одной высоты (сравните с заявленной высотой предыдущего фото!). И это - не самый затрапезный музей на периферии, а один из известный музеев Москвы! Номер в Госкаталоге 3473437. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". P.S. По данным тех музеев, что провели атрибуцию более-менее честно, реальная высота данной статуэтки 14 см.
Коробочка "Белоруссия" с крышкой. 1950-е. Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка Размеры: 15,0*8,0*7,3 см. С размерами творится та же ерунда, что и на предыдущем фото. Прекрасно видно, что все три скульптуры по высоте различаются. "Россия" - вообще - на голову выше остальных! Фактически вместо атрибуции проведена "липа". Обращаюсь к работниками музея - ПОЖАЛУЙСТА, ПРОВЕДИТЕ АТРИБУЦИЮ ЗАНОВО. И ПО-ЧЕСТНОМУ! Номер в Госкаталоге 3472736. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". P.S. По данным тех музеев, что провели атрибуцию более-менее честно, реальная высота данной статуэтки 13,6 см.
Несколько особняком стоит редкая (и видимо, одна из первых статуэток Малышевой, созданная для Дулёво) скульптурная композиция "Цветочница" ("Продавщица цветов"). Статуэтка создана и расписана в абсолютно реалистичной манере, и отражает бытовую реальность того времени. Кроме чисто эстетической составляющей, представляет и историческую ценность. Композиция, несмотря на единственную человеческую фигуру, имеет достаточно сложную форму... Показывает девушку, продавщицу цветов, стоящую на улице с двумя корзинами, наполненными специфическим товаром. Девушка молода, здорова (не чахлая). Одета в ситцевое платье модного по времени фасона. Причёска сложной укладки моды 1940-х годов. Принаряженная - представляет как товар, так и себя. Смотрит исподлобья, ищет жениха (а не вас - тех, кто смотрит на неё!)...
Скульптурная композиция "Цветочница" ("Продавщица цветов"). Конец 1940-х-начало 1950-х гг. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размеры 20,5*12,0*10,0 см. Номер в Госкаталоге 3473457. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Нельзя не упомянуть и о странной серии из нескольких фигур по опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко". Странная, потому что видно, что фигура Садко достаточно большая, даже массивная, и предназначена явно не для квартиры. По размерам "Любавы" (супруги Садко) у меня данных нет, но по высоте Волховы (дочери Морского царя и Водяницы - 39, 0 см.!) можно понять, что и другие фигуры серии были крупного размера.
"Садко", 1950-е. Фото из музея Дулёво. Играет на гуслях, стоя над волнами. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Любава, супруга Садко. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Волхова, дочь Морского царя и Водяницы, возлюбленная Садко. Фарфор, роспись надглазурная, лепка, позолота. Высота скульптуры 39,0 см. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Все три скульптуры в музее завода Дулёво. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
А это - ладья, на которой совершал свои путешествия Садко. 1950-е. Музей Дулёво. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
В 1950-х годах Нина Александровна создаёт множества многофигурных композиций, выполненных в стилистике СОЦРЕАЛИЗМА. Часто - это жанровые сценки. Такова, например, композиция "Заблудились". Интересна выполнена композиция "Телефон", которая расписывалась по-разному. Продолжается работа над образами, олицетворяющими ту или иную республику СССР. Это уже полноценные скульптуры, а не туалетные коробочки. Практически это минискульптуры, которые, при больших размерах, могли бы украшать фронтоны павильонов ВСХВ (ВДНХ). Такова, например, скульптура "Россия". Она перекликается с фигурой шахтёра и крестьянки, установленной над аркой главного входа в ВДНХ. Разве только шахтёра нет, а есть крестьянка, держащая над головой сноп пшеницы.
"Мальчик-якут с белкой". 1953. Фарфор, люстр, надглазурная роспись, позолота. Размеры: 14,0*8,3*6,2 см. Номер в Госкаталоге 34197377. Государственное бюджетное учреждение культуры "Белгородский государственный художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Мальчик с собакой", 1959. Фарфор, пигменты, глазурь, формовка, подглазурная роспись, глазурование. Размеры 24,0*19,0*9,0 см. Номер в Госкаталоге 17969634. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Прогулка" 1960. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Стрижка овец", 1950-е. Размеры: 27,0*16,5*17,5 см. Номер в Госкаталоге:16631516. Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная группа "Сбор помидоров", 1950-е. Размеры :27,5*17,0*15,5 см. Номер в Госкаталоге 16631517. Государственное бюджетное учреждение культуры Нижегородской области "Нижегородский государственный художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Серия скульптур, олицетворяющих республики СССР, были исполнены в 1953-1955 гг. скульпторами Н.А. Малышевой, А.С. Бржезицкой, О.М. Богдановой и Г.Д. Чечулиной. Скульптуры "Карелия" и "Латвия" исполнены не были. Малышева создала скульптуры ""Белоруссия" (с телёнком, первая слева направо), "Россия" (со снопом пшеницы, третья слева направо), а также "Узбекистан" и "Эстония" (на фото не показаны). Скульптуры "Украина" (вторая слева), "Грузия" (четвёртая слева) и "Таджикистан" (пятая слева) - работы А.Д. Бржезицкой.
Скульптура "Белоруска". 1950-е. Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная. Высота 36,5 см. Номер в Госкаталоге 29909477. Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Эстонская девушка" ("Эстония") - из серии скульптур, олицетворяющих республики СССР. 1953. Фото взято из свободного доступа в интернете.
"Уральская кадриль". По модели 1955-го года. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Казахский мальчик с беркутом". 1957. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Шкатулка "Городок". 1950-е. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Одна из самых популярных до сих пор статуэток, созданных Н.А. Малышевой в 1950-е годы - "Юная балерина, завязывающая пуанты". Стандартная роспись - в голубой пачке. Но расписывали её по-разному.
Редкая роспись в белой пачке. 1950. Судя по точной передаче анатомических особенностей тела - один из первых вариантов. Конечно, при массовом производстве сохранить все нюансы модели в том виде, как её задумал автор, довольно сложно... Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Малышева часто обращалась к классике, как к русской (чаще), так и к зарубежной. Такова её статуэтка "Ванька Жуков" по рассказу А.П. Чехова.
"Ванька Жуков". 1952. Размеры 16,0*14,0*14,0 см. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
К VI-му Всемирному фестивалю молодёжи и студентов, проходившему в Москве летом 1957-го года, Н.А. Малышева подготовила серию работ на тему единения молодёжи (в танцах и т.п.). Это был не зов души, а требование, спущенное сверху для всех художников, работающих в малой пластике. Серия работ Н.А. Малышевой раскрывается именно как серия (т.е. эстетика одна и та же), и во-вторых, в этих работах чувствуется явный наплыв театральности. Это такие постановочные сценки. В целом, они интересны, достаточно сложны в исполнении, но "не живые". Мне это почему-то напоминает репетиции (потому что по костюмам явно не попадают) к "Двенадцатой ночи" Уильяма нашего Шекспира. Смотрим...
Трёхфигурная композиция "Песня дружбы" из серии "Фестиваль 1957". Фарфор, роспись подглазурная. Размеры 43,0*23,0*21,0 см. Номер в Госкаталоге 26226991. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Мазурка", из серии "Фестиваль 1957". Фарфор, роспись подглазурная. Размеры: 29,0*25,0*16,0 см. Номер в Госкаталоге 26226948. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Цветок на память" из серии "Фестиваль 1957". Изображена негритянка и дарящий ей цветок европеец, которого потянуло на африканскую экзотику. Фарфор, роспись подглазурная Размеры: 23,0*17,0*24,0 см. Номер в Госкаталоге 26226942. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптуры Н.А. Малышевой 1960-х годов более раскованны, но остаются в стилистике соцреализма. При точности в передаче тех или иных деталей и нюансов человеческой анатомии, скульптуры становятся чуть более гротескными, и значит, живыми. При этом скульптор не опускается до явной стилизации, как это случилось со многими скульпторами СССР под прессом МИНИМАЛИЗМА. Малышева осталась верна выбранному эстетическому пути.
"Шалунья над ручьём", 1962-1963. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размеры: 17,5*8,5*14,0 см. Номер в Госкаталоге 3472682. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Репетиция. Первый урок", 1963. Фарфор, литье, надглазурная роспись. Размеры: 35,0*24,0*16,0 см. Номер в Госкаталоге:23524352. Государственное бюджетное учреждение культуры Ставропольского края "Ставропольский краевой музей изобразительных искусств". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Укротительница". 1966. Фарфор, позолота, роспись подглазурная. Размеры: 26,0*18,5*12,5 см. Номер в Госкаталоге 20479028. Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области "Ростовский областной музей изобразительных искусств". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Сварщица". 1964. Изображена молодая женщина в голубого цвета спецодежде, в белой кофте в "красный горох". На голове красная косынка с белой лентой, из-под которой видны золотистого цвета волосы. Правой рукой в перчатке она приподняла над головой защитную маску сварщика. Левая рука опущена до бедра. Правая нога согнута в колене и упирается на кусок рельса, который окрашен в синий цвет. Размеры: 30,0*12,0*7,0 см. Номер в Госкаталоге 7585438. Государственное бюджетное учреждение культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Снегурочка". 1967. Размеры:14,3*8,6*5,9 см. Номер в Госкаталоге 17820780. Государственное бюджетное учреждение культуры "Сахалинский областной художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптура "Кармен" (балерина М. Плисецкая в роли Кармен). 1968. Интересно, что здесь фарфор совмещён деревом (подставка). Все пропорции соблюдены. Внешняя схожесть. Размеры: 33,0*13,0*12,0 см. Номер в Госкаталоге 12147388. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Музей-усадьба "Кусково". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Чрезвычайно редко встречающаяся композиция. Практически музейного достоинства. Называется "Газировщица"...
"Газировщица", 1950-е-1960-е. Размер:28,5*27,0*16,0 см. Номер в Госкаталоге 35272422. Областное государственное автономное учреждение культуры "Томский областной художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная группа "Газировщица" в музее завода Дулёво. Там же - "Сварщица" - чвно навеянная кинофильмом "Высота" (также работа Малышевой). Изображение взято из свободного доступа в интернете.
С 1960-х годов Н.А. Малышева активно работает в жанре НЮ. Опять-таки, поскольку в такие статуэтки добавлен гротеск, они часто комичны, но при этом сохраняется эротизм.
"Обнажённая с цветком". 1965. Скульптура сидящей женщины. Левая рука опущена вниз, опирается на кисть. Ноги согнуты в коленях. Локоть правой руки опирается на колено правой ноги. В правой руке держит цветок, которым касается щеки. Голова чуть повернута вправо. Волосы собраны на затылке в пучок. Размеры: 28,0*21,0*24,0 см. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Жарко" из серии "Пляжные зарисовки". 1959. Размеры: 12,0*11,7*12,2 см. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Лето". 1959. Предположительно (!) - автор Н.А. Малышева. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
"Русская баня", 1966. Размеры: 9,5*8,5*6,3 см. Номер в Госкаталоге 41727947. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский художественный музей". Изображения для коллажа взяты с сайта госкаталог.рф.
"Обнажённая с драпировкой". 1973. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размеры: 14,5*5,0*5,0 см. Номер в Госкаталоге 3473083. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
С начала 1970-х годов в творчестве Н.А. Малышевой отражаются тектонические изменения в сознании Советского человека. Видно, что в идеологической борьбе за молодёжь СССР стал проигрывать Западу всухую! Вместо того, чтобы навязывать миру свою моду на всё, в СССР практически официально копировали Западную моду. На одежду. На причёски. На музыку. На фильмы. В идеологии СССР встал в глухую защиту, а Запад хлёстко, нагло, агрессивно наносил СССР увесистые и не очень удары. Наши идеологи только шипели и оправдывались. За Венгрию. За Чехословакию. Даже в освоении космоса, где Советские технологии были впереди всех стран мира, американцы смогли ментально переиграть СССР, подставив вместо реальных полётов на Луну свои дешёвые киношные трюки. Сейчас это понятно любому адекватному человеку, но тогда, когда технологии били рекорд за рекордом, большинство поверили в американский огромный обман для всего человечества. И это тоже сыграло свою роль. В молодёжной моде стал царствовать рок, клёш и хипповские причёски с волосами до плеч. Что мы и видим в статуэтках Малышевой той поры. Но даже в этих изменениях она старалась увидеть хорошее. Такова её скульптурная композиция "Это стало нашей традицией", где изображены жених и невеста в день своего бракосочетания возлагающие цветы к Вечному огню.
Скульптурная группа "Неразбериха". Действительно, судя по одежде и по причёске, трудно разобраться, кто тут папа, кто мама. Оба родителя (№1 и №2) в белых брючных костюмах. У обоих причёска "Сессон" до плеч. Но хотя бы физиологически их функции всё же поделены и следуют природе. Оба склонились над коляской с близнецами. Фарфор, роспись надглазурная (полихромная). Размеры: 22,5*16,6*15,8 см. Номер в Госкаталоге 41727944. Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области "Ярославский художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Затянувшееся объяснение. Поедем на БАМ". 1976. Размеры: 28,0*17,1*11,3 см. Номер в Госкаталоге:8336149. Государственное бюджетное учреждение культуры "Калининградский областной музей изобразительных искусств". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная группа "Это стало нашей традицией", 1970-е. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Статуэтка "Наши традиции". 1974. Спорт - ещё одна важная традиция в СССР. В здоровом теле - здоровый дух! Насколько здоровым становится тело после немыслимых нагрузок Большого спорта - лучше помолчим... Фарфор, литье, роспись. Размеры: 30,5*16,5*21,6 см. Номер в Госкаталоге 44049275. Государственное бюджетное учреждение культуры "Сахалинский областной художественный музей". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Томные блондинки предпочитают кареглазых горячих парней, спустившихся (не с пальмы конечно, а) прямо с гор! Таковы были реалии 1970-х... Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Часы "Золушка", 1971. "Хоть поверьте, хоть проверьте, Я вертелась как волчок, И поэтому наверно Потеряла башмачок. А когда мой сон растаял, Как ночные облака, На окне моём стояли, Два хрустальных башмачка..." Размеры: 51,0*17,0*29,0 см. Номер в Госкаталоге 26226931. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Трёхфигурная композиция "Золушка и принц", 1971. Размеры: 37,0*16,0*21,0 см. Номер в Госкаталоге 26226975. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса". Тут, кроме двух главных героем, мы видим "не волшебника,, а только учащегося". Так что в данном случае статуэтка создана не по классической сказке "Золушка", а по одноимённой пьесе Шварца. Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Отдохновение Малышева искала в театре, причём в театре классического репертуара. Очевидно, что особо Нина Александровна выделяла Малый театр с его русскими пьесами. Это был тот спасательный круг, который позволял держаться её русской душе "на плаву" в бесконечном кавардаке жизни. Вся её жизнь отражалась в её творчестве...
"Гроза" ("Катерина") . По модели 1973-1974. Фарфор, роспись надглазурная Размеры: 10,2*7,2*6,0 см. Номер в Госкаталоге 3473196. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Варвара и Кудряш. По пьесе А. Н. Островского "Гроза". 1973-1974. Фарфор, роспись надглазурная Размеры: 13,5*12,3*8,0 см. Номер в Госкаталоге 33157327. Государственное бюджетное учреждение культуры "Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Бесприданница". 1973. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размеры: 11,0*9,0*8,0 см. Номер в Госкаталоге 3472958. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная группа "Коробейник". 1976. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Размеры: 22,5*15,5*8,0 см. Номер в Госкаталоге 3473102. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
Скульптурная композиция. Шатрова Е.М. в роли Барабошевой и Бабочкин Б.А. в роли Грознова. Серия фарфоровых скульптур по мотивам пьес А.Н. Островского. "Наливные яблоки, или Правда хорошо, а счастье лучше". 1973. Фарфор, подглазурная полихромная роспись, глазурь, позолота. Размеры: 16,0*9,7*12,5 см. Номер в Госкаталоге 30828973. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
"Сваха" ("На свадьбе"). 1973. Фарфор, роспись надглазурная. Размеры: 14,0* 9,0*8,0 см. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Скульптурная композиция "Вечером". Из триптиха по мотивам пьесы а.Н.Островского "Правда хорошо, а счастье лучше". 1973. Фарфор, роспись надглазурная. Размеры: 18,5*13,3*8,3 см. Номер в Госкаталоге 3473347. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства". Изображение взято с сайта госкаталог.рф.
В 1975-м году Нина Александровна решила воплотить в фарфоре исполнителей знаменитого спектакля Малого театра постановки аж 1915-го года, который не сходил с репертуара театра более 50 лет (!) - "Стакан воды" по одноимённой комедии Скриба. Для воплощения задумки она выбрала состав актёров образца конца 1930-х годов. Е.Н. Гоголева блистала в образе герцогини Мальборо, Е.М. Шатрова попеременно играла то королеву, то герцогиню, Артура Мешема играл М.М. Садовский (младший). Вот что из этого получилось...
Слева - Елена Митрофановна Шатрова в роли королевы в спектакле "Стакан воды".1930-х годов. Фарфор. Справа - она же, фото из спектакля по одной из пьес Островского 1950-х гг. "Беспредельная преданность сцене, преданность театру была отличительной чертой старых актеров Малого театра." - вспоминал М.М. Садовский (младший).
Слева - Елена Николаевна Гоголева в образе герцогини Мальборо в спектакле "Стакан воды" конца 1930-х гг. Фарфор. Справа - она же в том же образе. Фото. Но идут уже 1950-е годы.
М.М. Садовский (младший) в роли Артура Мешема в спектакле "Стакан воды" конца 1930-х гг. Фарфор. В центре фотография М.М. Садовского в образе Артура Мешема, 1937.
Нина Александровна Малышева (1914-1983).