+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

Архив новостей

СИЛА В ПАМЯТИ: Наталия Бессарабова – создатель стиля бело-синей Гжели

 Наталья Ивановна Бессарабова родилась 19 (31) октября 1895 года в Воронеже. После гимназии занималась лепкой и рисунком в Воронежской школе общества любителей рисования. В 1919 посещала художественно-технические курсы, где продолжала изучать лепку и резьбу по дереву у С.В. Сырейщикова, ученика С.М. Волнухина и С.Т. Конёнкова. В 1924 окончила в Воронеже Вхутемас, с 1925 по 29 работала театральным художником в Воронеже, Рязани, Большом театре в Москве.

Бессарабова Н.И. – художник-живописец, скульптор НИИ художественной промышленности. 1948. Москва. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 31652/2710-4. Госкаталог: 13613339. Источник: goskatalog.ru

В 1943 поступила в лабораторию керамики Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП), где познакомилась с крупнейшим специалистом в области русской керамики А.Б. Салтыковым. С 1944 они совместно начинают осуществлять задуманную Салтыковым программу по возрождению забытого гжельского промысла. В том же году Н.И. Бессарабова с С.А. Разумовским выполнила первое изделие для гжельской артели – вазу, и организовала курсы и семинары для художников.

 Первым учителем стал народный мастер и потомственный керамист Михаил Денисов. Он, хранитель древних традиций, помог Н.И. Бессарабовой, опытному художнику-живописцу, скульптору, декоратору, близко чувствующему народное искусство, быстро войти в местную традицию.

 Изучив досконально в фондах Исторического музея богатейшие коллекции керамики Гжели – майолику XVIII века, полуфаянс XIX века, оригинальность и самобытность форм и кистевой росписи старых изделий, художница приступила к разработке нового фарфора, начав со знаменитой салтыковской «азбуки мазка» гжельской кистевой росписи, которой обучались на гжельском промысле ученицы Н.И. Бессарабовой, местные писарихи Т.С. Дунашова, Т.С. Ерёмина, Н.М. Манайкина, М.С. Толпегина, Л.И. Чупрунова. Цель обучения состояла в том, чтобы воспитать не исполнителей по готовым образцам, а живописцев, работающих самостоятельно и творчески.

 За основу были взяты наиболее близкие фарфоровой подглазурной технике мотивы орнаментальной растительной росписи полуфаянса XIX века. На курсах мастерицы изучали виды росписей: «мазок с тенями» – роспись одной кистью, где насыщенность цвета менялась в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть; роспись силуэтного характера в технике сплошного мазка, в которой мазок в один тон образует плотную поверхность синего цвета; роспись тонкой графической линией, дополнительные элементы, составляющие богатство орнамента – закручивающиеся усики, завитки, пояски.

Кувшин. Артель «Художественная керамика». 1944–1945. Гжель. Высота 25 см. Государственный исторический музей / 8897 фф. Госкаталог: 18697068. Источник: goskatalog.ru

Н.И. Бессарабова, восстановив традиционный растительный орнамент, начала создавать самостоятельный орнамент. Ученицы Бессарабовой познавали сущность народной декоративной росписи, её образный характер, учились богатству живописной фантазии – не переносить на фарфор натуралистичные цветы, а создавать своеобразный символ цветения.

Наталия Бессарабова. Кувшин. 1950. Турыгино (Гжель). Высота 24,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-670/1. Госкаталог: 2013382. Источник: goskatalog.ru

Именно такую розу, графически обобщённую, выразительную по силуэту, они видели в композиции своего учителя Н.И. Бессарабовой «Гжельская роза» (1945). Н.И. Бессарабова любила повторять своим ученицам: «Не закрывайте сплошным узором всю поверхность изделия. Фон любит оставаться белым, он активный и живой участник композиции. Цветок должен крепко сидеть, не срываться, не выпирать». В создании собственных произведений она исходила также из художественного опыта народной керамики.

Наталия Бессарабова (форма). Татьяна Дунашова (роспись). Ваза. 1917. Турыгино (Гжель). Высота 28,2 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-713. Госкаталог: 2013861. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова. Ваза «30 лет Советской власти». 1947. Турыгино (Гжель). Высота 28,7 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-668. Госкаталог: 2005890. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова. Ваза «ВСХВ». 1951. Турыгино (Гжель). Высота 28,4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-687. Госкаталог: 2005866. Источник: goskatalog.ru

Первая ваза Бессарабовой напоминала формой кумган, на плечиках которого разместились скульптурные фигурки.

Наталия Бессарабова (форма). Чайник. 1946. Турыгино (Гжель). Высота 18,1 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-676/1. Госкаталог: 2013482. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова (форма). Нина Манайкина (роспись). Чайник «ХХХ лет Октября». 1947. Турыгино (Гжель). Высота 18 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-759/1. Госкаталог: 2013578. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова (форма). Нина Манайкина (роспись). Чайник «ХХХ лет Октября». 1947. Турыгино (Гжель). Высота 18 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-759/1. Госкаталог: 2013578. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова (форма). Любовь Парецкая / Чупринова (роспись). Чайник «800 лет Москве». 1947. Турыгино (Гжель). Высота 18,2 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-763/1. Госкаталог: 2006024. Источник: goskatalog.ru

Далее ею были созданы чайник-диск на четырёх ножках (1945–1950), кувшин и кружка «Гжельская роза», классические по форме (1945–1948), кувшин «Малый», горшочки, молочник, бокалы, чайница. Округлые формы отличает мягкость, плавность переходов.

Наталия Бессарабова. Скульптура «Баран». 1953. Сысерть (Свердловская обл.). Высота 18,6 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКК-105. Госкаталог: 28087145. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова. Скульптура «Баран». 1954. Турыгино (Гжель). Высота 17,1 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-218. Госкаталог: 2012771. Источник: goskatalog.ru

В 1940-е годы Н.И. Бессарабова занимается анималистической скульптурой, сначала в «красненьком товаре», т. е. в красной глине (например, «Петух», «Курица», 1946), а затем в фарфоре (например, «Цыплёнок», «Утёнок», «Лайка»).

Наталия Бессарабова. Скульптура «Лайка». 1950-е. Турыгино (Гжель). Высота 12 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 19359. Госкаталог: 20377234. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова. Скульптура «Лайка». 1950-е. Гжель. Высота 13,5 см. Альметьевская картинная галерея / П-40. Госкаталог: 22798094. Источник: goskatalog.ru

С именем Н.И. Бессарабовой связаны первые шаги по восстановлению секретов гжельской майолики, она ставила опыты по росписи эмалью, создала сухарницу с лепными ручками, небольшую фигурку «Цирковой конь».

Наталия Бессарабова. Скульптура «Лошадь» (цирковая). 1950-е (?). Речицы (Гжель). Высота 28,7 см. Раменский историко-художественный музей / РМ-9328. Госкаталог: 26178740. Источник: goskatalog.ru

Н.И. Бессарабова продемонстрировала художественную программу, подчёркивавшую родство её керамики со старой Гжелью и в то же время несущую черты нового самобытного стиля.

Гжельская керамика // Товарный словарь / Глав. ред. И. А. Пугачев. – М.: Госторгиздат, 1956–1961. – 9 т. – Т. 2: Волокна текстильные – Зюйдвестка. – 1957. – [6] с., 1044 стб., ил. – 206–207 стб.

Образ нового стиля удалось найти в простых традиционных формах, в силуэтной росписи с мазковой росписью синим кобальтом по белому фарфору, в вариациях гирлянд, в венках цветов и бутонов, всё это своими корнями связано с русским гончарством, с красотой и бытом русского крестьянского дома. Последующие поколения гжельских художников разрабатывали эту манеру.

Бессарабова Н.И. выступает на обсуждении выставки в МОССХе. 1956. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / КП-29803. Госкаталог: 19686970. Источник: goskatalog.ru

На обсуждении персональной групповой выставки художников НИИХП Н.И. Бессарабовой, Л.К. Зубовой, А.А. Кораблевой в МОССХе в 1956 года. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / КП-29801. Госкаталог: 19686988. Источник: goskatalog.ru

На обсуждении персональной групповой выставки художников НИИХП Н.И. Бессарабовой, Л.К. Зубовой, А.А. Кораблевой в МОССХе в 1956 года. Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» / КП-29802. Госкаталог: 19686945. Источник: goskatalog.ru

На промысле Н.И. Бессарабова проработала до 1956 года. В 1960–1970-х годах она работала на Комбинате Художественного фонда Союза художников (КХФСХ), была участницей многих художественных выставок.

          

Наталия Бессарабова (автор и исполнитель). Ваза «Дружба народов СССР». 1947. Турыгино (Гжель). Высота 31,3 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-675. Госкаталог: 2013210. Источник: goskatalog.ru

Бессарабова Н.И. Ваза "Дружба народов СССР". 1947 год. Гжельский керамический завод (ГКЗ), Московская обл. Высота - 31 см., диаметр - 40 см. Фарфор. Роспись солями. 

Работы Н.И. Бессарабовой хранятся в лучших музеях России: в Государственном Русском музее, Государственном музее керамики в Кусково, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Художник Бессарабова Наталия Ивановна. Материалы из коллекции «Фототека НИИХП». 1960. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КП-33448/14169. Госкаталог: 32571443. Источник: goskatalog.ru

Наталия Бессарабова. Ваза. 1950. Кунгур (Пермский край). Высота 22,4 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / НКФР-1422. Госкаталог: 2013814. Источник: goskatalog.ru

Литература: Попова О.С., Н.И. Бессарабова. М., 1960; Салтыков А.Б. Избранные труды / Пред. М.А. Некрасовой. М.: Советский художник, 1962. С. 7–20; Декоративное искусство СССР 1963. № 11; 1965. № 6; Художники об искусстве керамики. М.: Искусство, 1973; Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели ХУП-ХХ веков. М.: Художник РСФСР, 1988; Астраханцева Т.Л. Гжельская майолика ХХ века. М.: Аврора, 2003.

Попова, Ольга Сергеевна. Наталия Ивановна Бессарабова. – М.: Госместпромиздат, 1960. – 46 с.: ил. (Мастера художественных промыслов / Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти).

Источник: Иван Гольский. Яндекс Дзен.

 

20.12.2021