+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыО'Коннель-Михайловская Рене Рудольфовна

О'Коннель-Михайловская Рене Рудольфовна

    Рене О'КОННЕЛЬ-МИХАЙЛОВСКАЯ родилась в 10 октября 1890 года и Петербурге. В её жилах билась русская, французская и ирландская кровь. Рисовать начала в детстве. Окончив гимназию, поступила в 1907 году в рисовальную Школу общества поощрения художеств. Её учителями были Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, профессор Я. Ф. Ционглинский, академик архитектуры В. А. Щуко. Она окончила школу в 1914 году по классу композиции, графики и фарфора. Школа дала великолепное образование, воспитала изыскательный художественный вкус, обеспечила высокую профессиональную подготовку. Вместе с Рене в школе училась её подруга А. В. Щекатихина-Потоцкая, известный потом художник-керамист. 

Начинала жизнь в искусстве художником-иллюстратором книг. На выбор профессии повлиял Иван Яковлевич Билибин. Он писал картины и портреты, оформлял театральные спектакли, расписывал стены зданий, но вошёл в историю русского искусства прежде всего как иллюстратор сказок. Рене О'Коннель была очень красива, её называли рыжеволосой красавицей. Билибин увлёкся своей ученицей, писал её портреты. Они стали мужем и женой.

Прожили недолго, их союз распался. Может быть, потому, что влюбчивый Билибин не отличался постоянством, или из-за его отъезда в 1920 году с беженцами в Египет.

Рене Рудольфовна вышла замуж за путешественника С.Н. Михайловского.

В 1922 году Р. Р. Михайловская поступила на Государственный фарфоровый завод (быв. Императорский) в Питере. Она успешно работала в области создания новых форм и росписи фарфоре. Великолепный её сервиз с подносом «Персидский» (1923). На Всемирной выставке в Париже (1925 год), принесшей заводу золотую медаль, экспонировались работы Михайловской. Её произведения были представлены на выставке в Париже «Советский фарфор и плакат» (1928). Она ездила на эту выставку, встречалась с братом. Особого резонанса выставка не получила, само сочетание плаката и фарфора оказалось неразумным, но завод получил заказы, выполнение которых дало валюту для нужд индустриализации.

Тогда фарфоровые заводы страны делали много изделий для западных коллекционеров в «русском» и «восточном» стилях. Изучение подлинно восточного стиля помогло художнице создать пользовавшиеся спросом вазы и сервизы. Её вещи были технологичны и относительно просты в исполнении, что отчасти приближало изделия к так называемому «лубочному» фарфору частных русских фабрик.

Ленинградский фарфоровый находился в зоне особого партийного внимания. На нём побывали А. В. Луначарский, М. И. Калинин, М. Горький, выставку фарфора в Кремле осматривал председатель Совнаркома В. М. Молотов.

Руководствуясь постановлением ЦК ВКП(6) от 23 апреля 1932 года, указавшего литературе и искусству путь социалистического реализма, партия требовала от художников-керамистов, чтобы новые формы посуды были «боевыми и крепкими, простыми и радостными, как жизнь в условиях социалистической действительности». Такого фарфора Рене Михайловская делать не умела и не хотела. В 1932 году она вынуждена уйти с завода. Потом – арест, лагеря, ссылка.

Она не любила и не желала говорить о годах неволи. Даже близкие ей люди почти ничего не слышали от неё о тяжелом прошлом: годы лагерей и ссылки были запретной темой… и ещё потеря детей: утонул сын, трагически погибла в блокадном Ленинграде дочь…

В ссылке познакомилась с доктором Н. П. Вейсовым. Врачи из заключенных многих спасли в ГУЛАГе. Горе сблизило, стали мужем и женой. В откровенном разговоре Рене Рудольфовна признавалась: «За мной ухаживали знаменитые люди, богатые и талантливые. Счастье я обрела с Николаем Петровичем, таким же ссыльным, как и я».

Освободились после смерти Сталина, но подлинной свободы не обрели. Могли жить лишь за 101-м километром, на Владимирщине. Приехав в Дулёво, знали, что дорога в Питер закрыта. Но Дулево – это фарфор, возможность творчества.

Пришел и желанный час. В 1963 году вернулись в Питер. Получили комнатку, построили кооператив. 

В 2021 году Рене Михайловской исполнилось бы 131 год. Её уже нет, но живёт и радует её художественный фарфор. Её работы хранятся в Русском музее и в Музее керамики в Кусково, в музеях Ленинградского имени Ломоносова и Дулёвского фарфорового заводов. Более тридцати лет дулёвцы выпускают очаровательную «Матрёшку-невесту», сделанную талантливой керамисткой.

 

Материал : Иван Гольский. Яндекс Дзен

Работы автора