+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыЧехонин Сергей Васильевич

Чехонин Сергей Васильевич

 Сергей Васильевич Чехонин родился 21 сентября 1878 года в селе Лыкошино Новгородской губернии. Его отец был машинистом Николаевской железной дороги. Семья жила скромно, и будущему художнику пришлось рано учиться зарабатывать. Начиная с 15 лет он испробовал несколько профессий — конторщика, чертёжника, кассира на пароходной станции, но свое призвание нашел в изобразительном искусстве, когда переехал в Санкт-Петербург и начал обучение в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1896–1897). Далее - учёба в Школе княгини М. К. Тенишевой (1897–1900), где одним из его учителей был И. Е. Репин, а затем - в Свободной студии в Петербурге (1904–1906).

Знакомство с художниками, собравшимися вокруг Тенишевой, одной из крупнейших фигур среди меценатов Серебряного века, стало важнейшим истоком творчества Чехонина. На рубеже веков возникло общемировое стремление к синтезу различных видов искусства, стремление, которое увенчалось впоследствии унифицированностью и утилитарностью модернизма, но в начале своего существования непременно соединялось с интересом к народному творчеству, развитием кустарных промыслов. В России оно нашло свое отражение в деятельности Абрамцевской мастерской С. И. Мамонтова под Москвой и в учрежденных княгиней мастерских в Талашкино Смоленской губернии. Чехонин успел поработать и там, и там. В Абрамцевском кружке — под руководством М. А. Врубеля и П. К. Ваулина. Занятия в них, очевидно, внесли неоценимый вклад в его творческие навыки в декоративных ремеслах, диапазон которых простирался от работы в технике финифти до создания масштабных настенных росписей. Как раз наименее известны его многочисленные произведения в области монументального искусства. Среди них особенно примечательно участие в оформлении гостиницы Метрополь в Москве, в частности в росписи Русской палаты по эскизам П. С. Уткина, А. Т. Матвеева, П. В. Кузнецова (1905) и создании панно «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы по эскизу М. А. Врубеля (1900–1901), а также в декоративном оформлении интерьеров Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге (1914–1916).

Начиная с 1905 года Чехонин много работал в области книжной и журнальной графики — в том числе рисовал карикатуры для петербургских сатирических журналов «Галчонок», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», издавал журнал «Маски». В 1910 вошел в воссозданное объединение «Мир искусства» и регулярно иллюстрировал пришедшее на смену одноименному с группой журналу издание «Аполлон» (1910–1918). Оформил книги «Зовы древности» К. Бальмонта (1907), «Семь огней» Н. Тэффи (1910), «Сатиры» Саши Черного (1911–1912), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (1911), собрания сочинений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, В. Гюго, Лопе де Вега, В. Скотта.

В 1918–1923 и 1925–1927 Чехонин работал художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде (затем Ленинграде), в 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших заводов Кузнецовых в Новгородской губернии).

Параллельно Чехонин продолжал работать как график — сотрудничал с многочисленными большевистскими периодическими изданиями, писал портреты композиторов для обложек серии монографий «Жизнь замечательных людей» (1921–1922) и т.д. В это же время он вел выставочную деятельность за границей: участвовал в международных выставках книжного искусства во Флоренции (1922), Лейпциге (1927), художественных выставках в Париже (1921), Берлине (1922), США (1924, 1925), Токио (1927), его работы были представлены в экспозиции русского павильона на XIV Венецианской биеннале (1924).

В 1928 году Чехонин отправился в Париж для подготовки выставки фарфора и плакатов советских художников, но на родину уже не вернулся. 

В эмиграции обратился к театрально-декорационному искусству. Работал для театра-кабаре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», оформив ряд постановок, в том числе «Слепой музыкант» (1928–1929), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1929). Также сотрудничал с Русским балетом Веры Немчиновой в театре Елисейских полей, создавал костюмы и декорации к спектаклям «Исламей» М. А. Балакирева и «Снегурочка» А. К. Глазунова. В 1929 работал для журнала Vogue. В последние годы жизни разрабатывал эскизы ювелирных украшений, мебели, часов, создавал рисунки тканей, занимался росписью и реставрацией фарфора.

Сергей Чехонин больше всего известен как художник по фарфору, где он создал свой стиль, в особенности же стиль и школу так называемого агитационного фарфора начала 1920-х. Именно благодаря Чехонину в русском художественном фарфоре первых двух десятилетий ХХ столетия преобладала ориентация на стилистику «Мира искусства» (по существу, стилистику модерна). Оставил заметный след в книжном искусстве и станковой графике. Блестяще владел техникой рисования кистью.

Ярко выраженные стилевые особенности искусства Чехонина позволяют узнавать его произведения с первого взгляда: приверженность «своему» стилю была у художника неуклонной, в какой бы области он ни работал, вплоть до миниатюрных портретов.

Произведения Чехонина находятся в Лувре и Музее Люксембургского дворца (оба — Париж), Метрополитен-музее (Нью-Йорк), Национальном музее современного искусства (Токио), Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее-усадьбе «Кусково», Музее-заповеднике «Царицыно» в Москве, в Государственном Эрмитаже, Государственном музее-заповеднике «Петергоф» в Санкт-Петербурге и региональных музеях, а также в частных коллекциях.

 

 

 

 

Работы автора

Продано

Чайник от сервиза

СССР. 1930-е годы. Фарфоровый завод "Пролетарий" Новгородской обл.,...

Продано

Настенное блюдо

СССР. 20-е годы. ГФЗ....

Чайный сервиз

СССР. 1927-1930-е годы.
Фарфоровый завод "Пролетарий", Новгородская обл....

Чайный сервиз "Чёрный орнамент на жёлтом фоне"

СССР. 1950-е годы.
Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)....

Продано

Чайная пара

СССР. 1927-1930-е годы. Фарфоровый завод "Пролетарий", Новгородская обл.

Чайная тройка "Вьюны"

СССР. 1927-1931-е годы.
Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках,...