С.М. Орлов родился в Петербурге в 1911 году и до 1918 прожил в этом городе, который станет любимым персонажем его графических и живописных композиций. После революционных событий он вместе с отцом и матерью переезжает в более спокойную Вологду, где до 1929 года пройдут его детские и юношеские годы.
По окончании семилетки Орлов поступает учиться на паровозного слесаря в железнодорожное ФЗУ. Параллельно посещает вечерние классы Вологодского художественного техникума. Вернее, успевает пробыть там всего несколько месяцев, ибо в 1924 году техникум закрывается. Затем Орлов начинает занимаеться в частной художественной студии (рисование и живопись) Юлии Ферапонтовны Лузан, яркой представительницы местной творческой интеллигенции. Вместе со своим мужем В.И. Лузан она входила в ”Северный кружок любителей изящных искусств” (1906-1920). Ю. Лузан была талантливым педагогом, последователем народно-фольклорной линии ”Мира искусства” и творчества И.Я. Билибина. Орлов хорошо усвоил ее уроки мирискуснического стилизаторства, что нередко выражалось в тяге к украшению скульптурных композиций стилизованным орнаментом в билибинском духе (проект фонтана Микукла Селянинович” (1954), триптих ”Сказка о рыбаке и рыбке” (1943) и др.)
1929 год был переломным в жизни страны и в жизни художника. Орлов покидает Вологду, отправляется вслед за Ю. Лузан и ее дочерью в Москву, пытается найти работу, заниматься искусством. В его живописи этого периода много бунтарского, романтического, подчас трагического, в ней часто присутствуют яркий холодный свет фонарей, багровое небо и футуристическая луна, синие, черные деревья и ветви, дорога и одинокий человек … (“Ночной пейзаж”, 1930; “Бульвар ночью”, 1932; “Вечернее настроение”, 1932; “Тихая грусть”, 1931).
В 1930 году керамическая лаборатория закрылась, и уже через год Орлов начинает работать самостоятельно. С 1934 года он – участник с живописными и графическими работами выставок. Параллельно работает в скульптуре, под влиянием старой строгановской керамики создает цветные, выполненные в сухой глине фигуры “Гусляр”, “Лесовичок” (обе 1930), начатые еще в Вологде жанрово-бытовые композиции, решенные в гротескно-лубочном характере (“Влюбленные”, 1928; “Прогулка”, 1928; “Беспризорник”, 1928; “Гармонист”, 1929; “Любовь при НЭПе”, 1929; “Хулиган танцует”, 1930 и др.).В эти годы Орлов пытается освоить и законы монументальной скульптуры (лепит головы Бетховена, С. Есенина). Однако из всех пластических материалов излюбленным стал фарфор. Его Орлов будет использовать в создании мелкой пластики, в большой скульптуре (композиция ”Александр Невский”), в декоративно-прикладном искусстве.
В 1935 году Орлов попадает на Дмитровский фарфоровый завод (бывший завод Гарднера), где к тиражированию была принята его модель пепельницы “Обезьянка”. Через год создает группу “Цирковая шутка с чучелом”, скульптуру “Чапаев”, “Клоун белый”, а в 1937 году появляется триптих “Цирк” (наездница и два клоуна).
В 1938 году Орлов делает свою первую большую фарфоровую работу – сказочный триптих “Конек-Горбунок”.
Главная тема Орлова – цирк и русская сказка, которые проходят сквозь все его творчество. Театральность, цветовая декоративность, острохарактерные персонажи, атмосфера взрывного смеха и веселья – все это выделило работы скульптора на общем, надо сказать, высококлассном фоне. На тему цирка были созданы целые серии: ”Цирковая шутка с чучелом” (1936), триптих ”Цирк” (1936–1937), состоящий из трех отдельных фигур – танцовщицы и двух клоунов (фигурка клоуна ”Веселый” тиражируется на Дмитровском фарфоровом заводе до сих пор), столовые сервизы, триптих ”Клоунада” (большой и малый варианты, 1940), скульптура ”Жонглер” (1953), четыре фигуры клоунов (1958). На тему сказок были созданы лучшие произведения в годы войны – ”Иванушка на Коньке-Горбунке”, или ”Иванушка в полете” (1944), триптих ”Сказка о рыбаке и рыбке” (1943). Барочность, темпераментность, искрометность, сила и победоносность, оптимизм декоративный реализм образов в первой работе (”Иванушка в полете”) дополняются композиционной и сюжетной законченностью второго произведения. Сказки в силу своего жанрового своеобразия и идеологической ”стерильности” обеспечивали художнику композиционную свободу. Огромное значение придавалось отдельно вылепленным деталям, подчеркнуто строго продуманной росписи, остроте жеста и движения. В фигурных композициях в изобилии вводятся деревья, морские волны, рыбы, звери, облака.
В довоенные и военные годы Орлов создал немало мелкой пластики и на жанрово-бытовые темы: ”Друзья дежурные” (1943), ”На бульваре”, ”Война, разбитый очаг”, ”Агентство ОГГ”. Острая наблюдательность, характерные черты москвичей, защищающих свой город, отличают эти композиции. Некоторые из них не лишены юмора, душевной теплоты. Жанровое начало уже прозвучало в довоенной мелкой пластике (скульптура ”Мальчишка на лыжах”, 1940, ”Вратарь дворовой команды”, 1940, ”Сплетницы”, 1941).
Тема была продолжена и после войны – помимо фарфора материалом уже мог служить и фаянс, терракота, майолика, шамот. В 1952 году на Дмитровском фарфоровом заводе выполнена композиция ”Ротозей и жулики”, исполненная гротеска и карикатурности. То же можно сказать и о ”Черных кондорах”, ”Драке” (1946). Разнообразие сюжетных мотивов отражено в работах ”Молодой трамплинщик” (1953), ”Покупка приданного для новорожденного” (1954), ”У зубного врача” (1954). Большая многофигурная скульптура “Александр Невский” (1941–1943) решена в духе декоративной монументальности и может быть отнесена к героическому жанру.
Послевоенные работы Орлова по литературным мотивам поражают свободой и остротой композиционных решений, подобно фантастичному ”Шабашу” (1946), по-булгаковски понятому образу ”Фауст и Мефистофель в полете” (ваза, 1949) или предстоятельной группе для фонтана с героическим пафосом ”Микула Селянинович” (1954).
Член-корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1959) Сергей Михайлович Орлов за серию скульптур 1942–1943 годов. ”Мать”, ”Александр Невский” и ”Сказка” был удостоен в 1946 году Сталинской премии II степени. На Всемирной выставке в Брюсселе (1958) он получил Серебряную медаль за фарфоровую композицию ”Илья Муромец и Соловей-разбойник” (1954).
Место работы: Барановский фарфоровый завод, Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ), Минский фарфорово-фаянсовый завод, Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках.
Литература: "Твой Фарфор" - Самый полный каталог советского фарфора. (Орлов А.С. "Жизнь и творчество в скульптуре. Воспоминания об отце." Москва - 1997.)