+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

Архив новостей

Демонический мир Николая Калмакова

Николай Подосокорский, 28.04.2014 (LIVEJOURNAL)

Калмаков, Николай Константинович (23 января 1873 года, Нерви, Италия — 2 февраля 1955 года, Шелль, Франция) — художник, график, иллюстратор российско-итальянского происхождения.

Родился и провел детские годы в Италии, на Ривьере. Был сыном русского генерала и итальянки. Систематического художественного образования не получил, живопись и анатомию изучал самостоятельно в Италии, куда вернулся после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета (по другим источникам — Императорского училища правоведения) в 1895 г. В 1900 г. вновь приехал в Россию, сначала поселился в Москве, а в 1903 г. перебрался в Санкт-Петербург. Творческий дебют художника состоялся в начале 1900-х, когда он начал активно участвовать в выставках различных художественных объединений, формально не принадлежа ни к одному из них. Его фантастическая живопись («Черные девы», «Сакья муни», «Голова Астарты») была навеяна одновременно древними восточными мотивами, немецким романтизмом и мистицизмом начала ХХ века. Увлечение оккультизмом, эротическая символика и декоративность делают Калмакова ярким представителем русского символизма.

В 1912–1917 художник тесно общался с мирискусниками и принимал участие в выставках объединения. Благодаря этому кругу, Калмаков познакомился с творчеством европейских представителей стиля модерн, прежде всего с работами Обри Бердсли, чей стиль оказал огромное воздействие на графику и театральные эскизы Калмакова.

В 1900-х — 1910-х художник участвовал в выставках Союза русских художников (1908), Московского товарищества художников (1900), группы «Треугольник», объединений «Современные течения в искусстве» (1908) и «Импрессионисты» (1909). В 1913 в Петербурге прошла первая персональная выставка Калмакова (в Малом зале Общества поощрения художеств), которая вызвала широкий резонанс в прессе (от восторженных отзывов критиков до разгромных статей). Живописная манера этого времени отличалась орнаментальной изощренностью, любовью к рельефному мазку, серебряной краске и позолоте (автопортреты в образе Иоанна Крестителя и Людовика XIV). В 1915 создал символический диптих «Ангел Карающий» и «Георгий Победоносец».

В 1908–1916 активно работал как театральный декоратор, оформил 11 спектаклей в различных театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Наиболее значительными постановками в его сценографии стали «Саломея» Оскара Уайльда (1908, театр В. Ф. Комиссаржевской, постановка Н. Евреинова), «Анатэма» Леонида Андреева (1909, Новый драматический театр, постановка А. Санина), «Юдифь» Ф. Гербеля (1909, театр В. Ф. Комиссаржевской), «Великий князь Московский» Лопе де Вега (1911, Старинный театр), «Жизнь есть сон» Кальдерона (1914, Камерный театр, постановка А. Зонова), первый марионеточный спектакль в России «Сила любви и волшебства» Тирсо де Молины (1916, Старинный театр, совместно с М. Добужинским).

После 1916 г. Калмаков к оформлению театральных постановок больше не возвращался, за исключением неудачной совместной попытки с Н. Евреиновым восстановить спектакль «Саломея» в 1925 в эмиграции. В своих театральных декорациях и эскизах костюмов художник проявил себя как мастер, наделенный богатой фантазией и склонный к изысканной и дерзкой колористике. Калмаков одним из первых начал создавать эмоционально насыщенные костюмы-образы и использовать локальный цвет в качестве основного выразительного средства (тем самым стал одним из предвестников минимализма в сценографии).

В книжной графике и экслибрисе Николай Калмаков развивал те же стилевые и формальные признаки, они сближали его с художниками круга «Мира искусства». Выполнил иллюстрации к изданиям стихов поэтов-символистов К. Бальмонта, В. Брюсова, Н. Гумилева, З. Гиппиус, А. Белого и других. В частности, оформил книгу «Принцесса Лера» Н. И. Кронидова (СПб, 1913) и поэтический сборник «Утренняя звезда» в 1913, а также два сборника в 1915 — «Война в русской поэзии» и «Россия в родных песнях». Работая над иллюстрациями, Калмаков придерживался единого стиля черно-белых, скромных обложек с несколькими символическими изображениями, заключенными в фантазийный скандинавский орнамент.

Экслибрисы художника выдержаны в стилистике модерна, сочетающей символику, фантастический сюжет и эротический подтекст. Наиболее известны книжные знаки Н. Тэффи и Ф. Сологуба, выполненные Калмаковым.

В 1915 г. Калмакова призвали в действующую армию, однако вскоре стараниями М. Добужинского, он был переведен в историческую комиссию Красного креста, где стал работать в сотрудничестве с Г. Нарбутом и С. Чехониным. Натурные зарисовки фронтового быта и серия литографированных открыток военного периода демонстрируют талант художника на поприще станковой и печатной графики.

В 1920 г. художник покинул Россию и эмигрировал во Францию (по одной версии, через Константинополь, по другой — через Латвию или Эстонию); с 1924 обосновался в Париже, где в 1926–1947 жил на улице Ларошфуко. В эмиграции Калмаков вел замкнутый образ жизни, избегая общения с кругами бывших соотечественников. Если в первые годы эмиграции он устраивал выставки своих работ, которые не вызвали большого интереса, то в конце жизни мастер фактически был предан забвению. Единственным его другом был художник С.П. Иванов. Умер Калмаков в 1955 в доме для престарелых  города Шелль.

В 1964–1970-х коллекционеры Жорж-Мартин дю Нор и Бертран Коллэн дю Бокаж, обнаружившие на «блошином» рынке 40 картин художника, организовали серию его персональных выставок в Париже и Лондоне, заново открыв творчество мастера публике.

Как театральный художник и книжный иллюстратор Калмаков ближе всего примыкает к эстетике позднего «Мира искусства», а в станковой живописи он был последовательным символистом. Некоторые его парижские работы 1920-х — 1930-х годов обнаруживают сюрреалистические элементы, а также черты американского плаката, сочетающего нагнетание страха с детализированной и сглаженной манерой письма.

Произведения Николая Калмакова представлены в Государственном Русском музее, Санкт-Петербургском государственном Музее театрального и музыкального искусства, Театральном музее им. А. А. Бахрушина в Москве, а также в частных собраниях  в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

http://www.as-ordynka.ru/collection/4947/

19.05.2018