+7 926 335-41-43 Татьяна, +7 926 541-66-41 Гузель

Журнал

Современная керамика России

Наиболее ценимы в фарфоре советского времени собрания коллекционного художественного фарфора и фаянса 20 - 30-х годов двадцатого века. В первую очередь это относится к так называемому агитационному фарфору, созданному после Октябрьской революции на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Это бывший Императорский фарфоровый завод, который с 1925 года стал Ленинградским фарфоровым заводом им. Ломоносова. Это своего рода отклик на широко известный план В.И.Ленина по монументальной пропаганде революционных идей изобразительными средствами.

В мелких фарфоровых статуэтках созданы очень яркие по своей выразительности образы современников. В них воплощены характеры красногвардейца или партизанки или матроса держащего знамя . При росписи фарфорофой посуды (например,  тарелки или блюда)использована так называемая "плакатная роспись". Часто встречается яркая вязь агитационных лозунгов. Гармонично встроены в рисунок различные эмблемы советского времени. Политическая значимость, увязанная с высокими художественными достоинствами делает агитационный фарфор уникальным явлением в культурном наследии нашей страны. Это наследство оставлено нам такими мастерами как: Н. Данько, В. Кузнецов  и  многими другими художниками, которые трудились в то время над созданием изделий.

Государственный фарфоровый завод Петрограда не ограничивался лишь изготовлением изделий агитационной тематики. В двадцатых годах прошлого столетия художники предприятия работали в разной творческой манере, создавали новые художественные направления в советском декоративном фарфоре. Поэтому мы отмечаем большое  разнообразие стилей и множество декоративных оттенков в созданных тогда изделиях художественного фарфора.

Следующее десятилетие в истории советского общества также отмечены поисками свежего стиля в изготовлении фарфоровых и фаянсовых изделий, отражающих Дух того времени. Творческий поиск художников той эпохи был  направлен на то, чтобы максимально звучно отражать важнейшие события того времени. Авторы обращались к самым ярким традициям в искусстве прошлых времен, экспериментировали в стандартных и рациональных формах при изготовлении посуды. Поиск свежих выразительных средств в пластике и живописи стал основным направлением творческого поиска художников тридцатых годов 20-го века.

Изготовлению промышленных фарфоровых и фаянсовых  изделий массового спроса уделялось пристальное внимание. В лабораториях завода разрабатывались новые рисунки различной тематики,которые использовались при способах механического перенесения материала: декалькомании (использование переводных картинок),аэрографа, а также печати. При декорировании продукции массового спроса применяются приемы росписи по тканям или изделиям из дерева. Свой вклад в разработку новых форм внесли известные скульпторы и художники И. Ефимов, С. Лебедев и другие,трудившиеся над эскизами будущих изделий совместно с художниками завода.

Творческий поиск новых художественно-изобразительных форм в производстве фарфоровых и фаянсовых изделий с большим успехом продолжился после окончания Великой отечественной войны. В эти годы на основных предприятиях отрасли (это прежде всего Ленинградский, Дулевский, Дмитровский  фарфоровые заводы и Конаковский фаянсовый завод) стали складываться уже свои во многом уникальные художественные школы. Продукция этих предприятий стала приобретать характерный вид, который позволял легко отличать яркие, сочные краски традиционной "русской" росписи "дулевского фарфора" в работах П. Леонова, В. Яснецова и других  от подчеркнуто строгих в своей изысканности работ художников Ленинградского фарфорового завода В. Городецкого, Н. Славиной, А. Лепорской и  других авторов.

В создании керамических изделий совместно с мастерами завода трудятся художники, которые не связаны с конкретным производством. Создаются уникальные по художественному исполнению работы для выставок, которые организуются в нашей стране и за ее пределами.Это работы Н. Гущиной, О. Артамоновой, Н. Савиновой, Л. Сошинской. Их авторские работы более ярко и широко показывают все, чего достигло современное советское искусство. Их творчество во многом определило путь его развития в дальнейшем.

За период существования Советского государства получили свое развитие национальные школы керамики. Яркой иллюстрацией к этому явились лучшие работы известных авторов из республик СССР Бдеяна, Чоколова, Оболини, Головко, Почхидзе и других. В работах этих авторов органично сочетают национальные традиции с требованиями современного изобразительного стиля. Керамика  республик Советского союза успешно развивается, вливаясь в единое русло декоративно-прикладного искусства эпохи социализма.

В наши дни художественный фарфор, фаянс и керамика отличают от прошлых времен стремление к большей выраженности декора, усиление в творчестве живописного и эмоционального аспектов , его уникализация.

Эти настроения  в современных работах лучших мастеров приводят к исканиям самых выразительных и ярких форм декора, к более глубинному пониманию качеств материала. Неуклонно растет интерес к наследию прошедших эпох декоративно-прикладного творчества. Современные образцы фарфора и керамики выходят из плоскости потребительства и индивидуального быта с ее утилитарными рамками и выявляют многообразие эстетических функций искусства  в производстве керамики и фарфора.

27.01.2017