+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыЛемпорт Владимир Сергеевич

Лемпорт Владимир Сергеевич

 Владимир Лемпорт родился 12 июля 1922 года в Тамбове.

В 1936 году Владимир переехал к тетке в Москву, где учился в художественной школе. В 18 лет он был призван в армию, а спустя год началась война, и будущий скульптор попал на фронт. За отличие в боях под Сталинградом Владимир Лемпорт был награждён орденом Красной Звезды, в 1942 году он получил тяжёлое ранение и впоследствии был комиссован.

В 1950 году Владимир Лемпорт окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), а с 1956 года стал членом Союза художников СССР. Владимир Лемпорт - автор таких скульптурных композиций и портретов, как "Микеланджело", "Назым Хикмет", "Сократ", "Владимир Высоцкий", "Булат Окуджава" и других произведений. Он вспоминал: "В послевоенном 1945 году мы, поступившие в бывшее Строгановское училище, не понимали вполне, как нам повезло. У нас преподавали живописцы Павел Кузнецов, Евгений Егоров и Александр Куприн, скульпторы Георгий Мотовилов и Саул Рабинович, ученик Матвеева. Именно они приучили нас работать сверх учебной программы до часу ночи. А Сергей Платонович Маркелов – директор – нас не выгонял, курящих только не любил и пойманных тряс за воротник. Смотрел сквозь пальцы, что половина учащихся ночевала на столах в аудиториях, как это не похоже на современных бюрократов!"

Их сплотила и совместная учеба в Строгановке, куда после войны двое пришли из фронтовых госпиталей, а третий — со школьной скамьи, и вызов, брошенный публично сталинским бонзам от искусства. Спустя всего лишь год после смерти вождя выученики художественно-промышленного училища опубликовали в «Литературной газете» дерзкую статью Против монополизма в скульптуре. Она вызвала скандал, а затем дискуссию, но, по счастью, без репрессивных последствий для авторов — времена уже были не те. В борьбе с феодальными порядками советского художественного истеблишмента, когда заказы предоставлялись лишь лауреатам сталинских премий, молодые одержали победу. Правда, всего лишь символическую. Им стали давать заказы, но небольшие и не главные. Между тем протестантов решили и погладить — в 1956 году им устроили персональную выставку в Академии художеств. Для «ЛеССа» она оказалась первой и последней. Потом было лишь участие в коллективных экспозициях.

О скульпторах-шестидесятниках группы «ЛеСС» можно было сказать, пользуясь названием не столь давнего выставочного проекта, «невозможное сообщество». Действительно, очень трудно себе представить не только то, как могли ужиться в одной мастерской на протяжении 14 лет такие разные люди, как Лемпорт, Сидур и Силис (их инициалы и составили аббревиатуру), но и то, как вообще можно было работать в шесть рук со скульптурой. В целом же для «союза трех» 1950-е годы были временем выжидания и, что скрывать, некоторого конформизма: в переходном стиле от твердолобого «сталинского ампира» к более мягкому «маленковскому барокко» они создавали скульптуры и рельефы для строившегося здания МГУ на Ленинских горах и «сталинской высотки» в Варшаве — Дворца науки и культуры. Об их «подвальном нонконформизме» можно говорить лишь с начала 1960-х, да и то с некоторыми оговорками. Тогда же дал трещину их творческий коллективизм, и они начали самоопределяться. 

Владимир Лемпорт и Николай Силис  смогли продолжить совместную работу в одной мастерской. Уже в новой. В 1970-е годы о ней знали многие, поскольку ее интерьер фигурировал в таких образцовых мелодрамах той поры, как Любить человека и Москва, любовь моя, в которых, кстати не без расчета на зарубежную аудиторию, и демонстрировался современный и безобидный советский модернизм. И надо сказать, что фильмы не слишком врали: подвал Лемпорта и Силиса был своего рода клубом как для местной богемы, так и для заезжих арт-знаменитостей. Он был такой же достопримечательностью либеральной Москвы, как Театр на Таганке и выставочный зал на Малой Грузинской.

Плодотворное творческое содружество с Николаем Силисом и Вадимом Сидуром не мешало формированию индивидуального стиля мастера. Глубокое философское осмысление действительности и событий истории, неординарность мировосприятия позволили автору создать галерею скульптурных портретов знаменитых людей прошлого, обладающих не только яркой образной характеристикой, но и ставших воплощением культурного наследия различных эпох: "Иоган Себастьян Бах", "Людвиг ван Бетховен", "Альберт Эйнштейн", "Поэт Борис Пастернак", "Французский поэт Франсуа Вийон". Тонкое чувство материала позволяло художнику удивительно полно выражать свои мысли и эмоции при создании образа. Часто именно выбор материала подсказывал то, или иное пластическое решение. Материалы, в которых работал скульптор, многообразны – камень, дерево, металл, керамика, бетон. Владимир Лемпорт занимался также живописью, литературой, работал в кино.

В соавторстве с Николаем Андреевичем Силисом, Лемпорт создал десятки монументальных работ, украшающих здания в городах и поселках бывшего Советского Союза и за его пределами. Среди совместных работ – горельеф на здании "Каракумстрой" в Ашхабаде в 1967 году, рельеф на здании посольства СССР в Афинах в 1980 году, портальная композиция гостиницы "Турист" в Ростове-на-Дону в 1978 году, объемная скульптура "Соленоид сверхсильных полей" в 1969 году. Их работы украсили Московский Государственный Университет на Ленинских горах, стадион в Лужниках, театр русской драмы в Уфе, гостиницы "Ореанда" и "Артек" в Крыму, академгородки Новосибирска и Красноярска. А также за рубежом - дворец культуры и науки в Варшаве, посольство в Лагосе (Нигерия), посольство в Афинах (Греция).

Монументальные работы у дуэта проходили с переменным успехом: им давали престижные заказы (например, оформление ресторана и кинотеатра на Калининском проспекте — теперь Новый Арбат), но потом уже сделанные барельефы срубали отбойными молотками. Их подкармливали заказами на оформление посольств СССР в Греции и в Нигерии, да еще домов культуры в Туркмении. Когда были трудности, за них как за современных художников заступались на худсоветах известные ученые, и потому абстрактный Соленоид удалось установить перед Институтом физики в Красноярске.

Работы Лемпорта были представлены на разных выставках: первая персонально-групповая выставка в Российской Академии Художеств, разгромная выставка в Манеже с участием Хрущева, выставка конкурсных проектов Монумента Воссоединения Украины и России (I Премия), выставка "Другое искусство" в Государственной Третьяковской галерее, выставка в музее изобразительных искусств имени Пушкина, выставка частной коллекции в Государственной Третьяковской галерее. Экспонировались во многих выставочных залах: ЦДХ, Пушкинском музее, галереях Москвы, манеже в С-Петербурге. Постоянные экспозиции в музее Москвы, на Поклонной Горе, в парке скульптуры "Музеон" и городах России. Были у него выставки и за рубежом - во Франции, Германии, Англии, Испании, Бельгии и Голландии в 1990-х годах. Его работы находятся в частных коллекциях.

Владимир Лемпорт скончался 11 сентября 2001 года и был похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.

См.: Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/35997/bio/; "THE ART NEWSPAPER RUSSIA" №35 июль-август 2015

 

Работы автора

Лемпорт В.С. "Дзюдоисты"

СССР. 1980-е годы. Автор - Лемпорт В.С.