+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыЯнсон-Манизер Елена Александровна

Янсон-Манизер Елена Александровна

17 января 1890 (Петергоф Санкт-Петербургской губернии) — 21 сентября 1971 (Москва)

Скульптор, график

Из семьи ремесленника. Училась в Петербурге — Петрограде на частных архитектурных курсах Е. Ф. Багаевой (с 1911), на архитектурном факультете Политехнического института (с 1914), в петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских (1917–1921). Работала помощницей театрального декоратора (с 1918 г.) в Первом государственном театре марионеток, где начала лепить и вырезать из дерева фигурки кукол. Далее, во Вхутемасе — Вхутеине (1922–1925) у М. Г. Манизера. С 1926 — жена М. Г. Манизера. Совмещала учебу с работой помощника театрального декоратора и чертежницы; участвовала в археологических экспедициях в Бахчисарай, Керчь, Херсон. Участвовала в конкурсе проектов памятника В. И. Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую премию. Окончила Академию Художеств (1925), представив на защите дипломной работы четыре скульптурных произведения. Член Ассоциации Художников Революционной России (с 1925 г.). Участвовала в выставках (с 1926 г.).

Жила в Петербурге (Петрограде, Ленинграде) и Москве. Работала в монументально-декоративной, парковой и мемориальной скульптуре, скульптуре малых форм. Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х годах были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937). Участвовала в оформлении станции метро «Динамо» (1937), создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта. Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлетки А. В. Чудиной. Оформила станцию метро «Серпуховская» (1949), создав 16 барельефов на тему многонациональности СССР и рельефный портрет И.В. Сталина в окружении знамен. Выполняла портреты, композиции, медали и настенные барельефы преимущественно на темы спорта и балета. Участвовала в скульптурном оформлении ЦПКиО им. С. М. Кирова в Ленинграде (1930-е), Государственной библиотеки им. В. И. Ленина в Москве (1930-е).

Пламенно любящая и тонко понимающая балет, Янсон-Манизер умела чутко донести до зрителя характерные черты творческой индивидуальности каждого артиста, подметить то ценное, едва уловимое, что порой решало судьбу образа. Создала серию из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи» (1934–1937). Выполнила статуэтки для Ленинградского фарфорового завода (1950-е: «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария сидящая», «Мария с шарфом», "Одетта" и другие); часть из них были впоследствии отлиты в чугуне и тиражировались Каслинским и Кусинским заводами (1950–80-е).

В 1950–60-е исполнила надгробия артистов балета В. Д. Тихомирова, Л. М. Лавровского, актера И. Н. Берсенева.

 

Работы автора

Продано

Янсон-Манизер Е.А. Артист М.М.Михайлов в роли Гирея в балете "Бахчисарайский фонтан"

СССР. 1936 год. Государственный фарфоровый завод им. Ломоносова (ГФЗ),...

Г.С. Уланова в партии Одетты в балете П.И. Чайковского "Лебединое озеро"

СССР. 1950-е годы. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова...