+7 926 335-41-43 Татьяна
+7 926 541-66-41 Гузель

АвторыЛебедева Сарра Дмитриевна

Лебедева Сарра Дмитриевна

Сарра Дмитриевна Лебедева (урожденная Дармолатова) родилась в Петербурге. Ее способности к рисованию проявились рано, уже в 14 лет она посещает классы школы Общества поощрения художеств. В 1910 году Лебедева поступила в частную школу Бернштейна, продолжая заниматься там рисунком и живописью. Увлечение скульптурой привело ее в мастерскую Л. В. Шервуда (1912). Шервуд приучал своих учеников лишь к работе над фигурой, и первые опыты Лебедевой в области портрета были самостоятельными.

В 1914 году она поступает (для подготовки к экзаменам в Академию художеств) в мастерскую Гольдблата и параллельно учится у скульптора Кузнецова. Не попав в Академию, с 1915 года начинает самостоятельную творческую работу.

В предыдущие годы Лебедева с семьей неоднократно бывала за границей, занималась изучением искусства в музеях. В то время ее больше интересовала живопись, особенно мастера Возрождения (Боттичелли, Пинтуриккио), из скульпторов — Донателло. Позднее она оценила простоту и строгость египетской скульптуры, полюбила античность и русскую скульптуру XVIII века. Огромный интерес у нее вызывали произведения Родена. Из современных русских мастеров ее внимание привлек скульптор А. Т. Матвеев.

Лебедева много и напряженно работает — сохранилось несколько ее ранних портретов: «Женский бюст», «Голова китайца», «Голова боксера», «Портрет девушки». Эти произведения говорят о ней, как о сложившемся скульпторе, обладающем своим, искренним и непосредственным подходом к модели. Уже в них видны та мягкость, проникновенность характеристик, которые типичны для творчества Лебедевой. В 1918 году Лебедева впервые выступила на выставке («Мир искусства»).

Вскоре после Октябрьской революции возникает идея плана «монументальной пропаганды», и Лебедева так же, как и другие скульпторы, начинает активно работать над памятниками деятелям революции и культуры. Она лепит бюст Дантона (не сохранился), барельефные портреты Герцена и Робеспьера, затем — барельеф и бюст Маркса (1920).

В первые послереволюционные годы Лебедева мало работает в скульптуре, зато выступает как театральный художник, график, помогает своему мужу-художнику В. В. Лебедеву в «Окнах РОСТА». Несколько позднее, в 1922—1923 годах, впервые обращается к фарфору. В 1924 году сделаны бюст Л. Б. Красина и «Голова ребенка», отлитая в воске.

В 1925 году С. Д. Лебедева переезжает в Москву. Здесь она создает портрет Ф. Э. Дзержинского, острохарактерный, вылепленный строго и четко. Тогда же сделан портрет писателя Всеволода Иванова, отличающийся свободной энергичной лепкой.

Одна из лучших работ в творчестве скульптора — портрет А. Д. Цюрупы (1927). Лебедева много работает, к следующим годам относятся портреты А. С. Серафимовича, С. М. Михоэлса, В. И. Мухиной. Но, пожалуй, самая известная работа Лебедевой — портрет В. П. Чкалова, начатый в 1936 году и оставшийся незаконченным. Это поразительно живой образ сильного и мужественного человека.

Лебедева — тонкий психолог, она умеет раскрыть внутренний мир портретируемых; ее привлекает длительное состояние раздумья, отсюда — сложность характеров, передача наиболее существенных их черт. Лебедева мастерски пользуется возможностями круглой скульптуры, в различных ракурсах раскрываются все новые черты ее моделей.

В 60-е годы созданы портреты Э. д'Астье де ла Вижери, Ц. Л. Мансуровой, «Женский портрет». В них выражена активность внутренней жизни этих людей, яркость их личности.

Но не только портрет увлекает мастера. Еще в середине 1930-х годов Лебедева начинает работать над монументальной пластикой. Первым ее большим произведением была «Девочка с бабочкой» — двухметровая статуя, задуманная как парковая скульптура (1936—1937).

Для гостиницы «Москва» Лебедева делает статую «Шахтер» (1934), в которой стремится к созданию типического образа человека эпохи построения социализма.

Интерес к монументальной скульптуре заставляет Лебедеву принять участие в конкурсе на проект памятника А. С. Пушкину (1937) для села. Михайловского, затем Дзержинскому и Чкалову (1940). В проекте памятника Пушкину скульптор дала камерную трактовку образа поэта, уместную именно в интимном окружении природы, подчеркивая это введением в композицию дерева, о ствол которого опирается поэт. Одновременно Лебедева работала над портретом Пушкина.

Сарра Дмитриевна Лебедева — заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

 

Литература: "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1967 г.

Работы автора