Наталья Яковлевна Данько родилась в1892 году в Тифлисе. В 1908 году 16-летняя Наталья Данько оставив родных переезжает в столичный Петербург, с которым будут связаны вся ее дальнейшая жизнь и творческий путь. Кто знает, как дальше бы сложилась судьба начинающего молодого скульптора, если бы в 1909 году ей не представился счастливый случай поступить в скульптурную мастерскую к В.В.Кузнецову - одному из ведущих, в то время, мастеров монументально-декоративной скульптуры. Будучи ученицей, а затем и ближайшей помощницей Кузнецова, Н.Данько в течение пяти лет выполнила свыше тридцати работ по декоративной скульптуре совместно с учителем или др. мастерами. Чаще всего её работы носили чисто декоративный характер, но годы пребывания в матерской Кузнецова были для молодой художницы временем становления собственного стиля и понимания "большого" искусства.
Осенью 1913 года Кузнецов принимает предложение Е.Е.Лансере, осуществлявшего художественное руководство на Императорском фарфоровом заводе с 1912 года, возглавить скульптурную мастерскую завода, и уже в качестве заведующего отделом, приглашает Н.Данько на прославленный завод. На производстве она с особым интересом постигала азы и тонкости фарфорового ремесла: как правильно работать с формой, узнавала тонкости обжига и многие другие премудрости сложного и капризного материала. В 1915 году Н.Данько совместно с Кузнецовым исполняет скульптурную реплику портрета Е.И.Молчановой работы Д.Г.Левицкого, получившую название "Дама с розой". Годом позже, также в тандеме, они создают скульптуру "Дама с попугаем (какаду)", в обеих работах Н.Данько принадлежала разработка костюма.
В 1915-1916 годах Н.Данько выполняет свою первую работу "Русские плясуньи" ("Пляшущие бабы") в национальных костюмах, пляшущие под свирель "Мальчика-пастушка" ("Мальчик с балалайкой").
В 1919 году Н.Данько назначается руководителем скульптурной мастерской вместо уехавшего В.Кузнецова. Следуя традициям своих учителей Н.Данько возрождает традиции русской и европейской пластики конца 18-го - первой половины 19-го столетия. Основной темой её творчества стали народ, улица, быт. Она создаёт портреты современников и берёт за основу темы живой революционной действительности. Скульптура "Партизан в походе" (1919), созданная в то время, олицетворяет рождение скульптора Н.Данько, ведь главным героем произведения художницы стал её современник... она стала "летописцем революционной эпохи". Между прочим, фигурой "Партизан в походе" награждали бойца Красной Армии в Гражданскую войну. Собранная воедино послереволюционная пластика Н.Данько крнца 1910-х - начала 1920-х годов, представляет собой яркую картину агитационной направленности и одновременно разнообразную по художественной стилистике. Фарфоровая скульптура Н.Данько - "зеркало революции": "Матрос со знаменем", "Клич с Востока", "Милиционерка", "Работница, вышивающая знамя" и мн.другое.
В 1923 году Н.Данько создаёт три миниатюрные модели с образами героев поэмы А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан" - Гирея, Зарему, Марию. В этом же году модель скульптуры Н.Данько "С базара" ("Женщина с дыней и тыквой") и флакон для духов "Одалиска" передаются для воспроизведения на Волховскую фарфоро-фаянсовую фабрику "Коминтерн", а в 1925 году - модели "Баскетболистка" и "Футболист" - на Дмитровский фарфоровый завод в Вербилках, это было обычной практикой для того времени.
Говоря о работах второ половины 1920-х годов, можно выделить произведения : "Крестьянка со снопом" (1927), "Охрана материнства и младенчества" (1927), "Трусиха" (1927), "Прачка" (1928), триптих "Плясуньи" (1930), "Регулировщик-ОРУДовец" (1933). Во всех скульптурах внимание автора уделено на постановку и движение фигуры в пространстве, превращение в приём диагонального, винтового движения масс.
Многие произведения Н.Данько, исполненные в период 1919-1930 гг., расписаны её сестрой Е.Я.Данько. В 1920-1930-е годы сёстры Данько являлит практически единственными мастерами завода, систематически работавшими над созданием моделей фарфоровой скульптуры.
Творческое наследие скульптора Н.Я.Данько весьма существенно. Уже к 1929 году насчитывали около 150 произведений, исполненных ею на ГФЗ.
Произведения 1930-1940 годов доводят количество работ до 300.
Н.Данько работала также в других материалах, - в конце 1930-х годов выполнила фигуру "Красноармеец" в матовом стекле в технике "моллирование".
Умерла Н.Данько в 1942 году. Можно без преувеличения сказать, что через её творчество прошла история советского государства за первые два десятилетия. Своим творчеством Н.Я.Данько вписала одну из самых ярких страниц в историю фарфора. Её богатейшее наследие мелкой пластики с многообразием тем и сюжетов, органично соединило традиции русского и европейского фарфора, привознеся их в новую жизнь фарфорового искусства. Её художественное наследие продолжает жить и после её ухода, являясь гордостью музейных собраний и предметом вожделения многих коллекционеров.
Участвовала в выставках ГФЗ в 1919 г., 1921 г., 1922 г., на выставке "Общины художников" (1922 г.). В 1925 г. в Париже награждена Большой Золотой медалью, в 1927 г. - дипломом и золотой медалью в Монце и Милане. Персональная выставка в Доме культуры Выборгского района (Ленинград) состоялась в 1929 г.
Литература: "Творчество сестёр Данько" В.Левшенков, 2012 г.